пятница, 25 января 2019 г.

25.01.19. Литература 7Б класс


Тема урока: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Подготовить пересказ «Детство писателя», «Учёба», «Творчество»
Детство писателя:
Родился в январе 1826г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Запомнилась будущему писателю безропотность слабохарактерного отца и властность матери, ее расчетливость, суровый нрав, бесконечные угрозы, наказания не только крепостных, но и собственных детей.
Учёба. Учёба началась очень рано. С четырёх лет начал обучаться французскому, а к шести годам был обучен и немецкому языку. С русской грамотой его познакомил крепостной живописец Павел, затем учила старшая сестра Надежда. В возрасте 7-8 лет пристрастился к чтению. Обучался в Дворянском институте в Москве (1836-1838). Потом обучался в Царскосельском лицее (шесть лет).
Весной 1845г. начинается его служба в канцелярии Военного министерства. Появляются первые повести «Противоречия», «Запутанное дело».
Творчество. Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения. Сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.). Сказки Щедрина – произведения иносказательные.
Основная задача сказок С.-Щедрина обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.
Особенности сказок: фантастика, реальность, комическое, трагическое, гротеск, эзоповский язык.

2). Подготовиться к тесту по содержанию «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
2.Устно ответить на вопросы.
- Где начинается действие произведения?
- Почему так названа улица?
-Кто герои произведения? (Два генерала и мужик)
- Почему местом действия выбран необитаемый остров?
3. Композиция сказки
-Где завязка в произведении?
- Где кульминация произведения?
- Где развязка?
- Композиция произведения кольцевая, так как действие начинается и заканчивается в Петербурге.
4. Особенности жанра «Повести...»

 Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
Задания:
  • Найдите в «Повести...» сказочные выражения. Определите их роль.

-Что в «Повести..» не вписывается в сказочный сюжет?
Составить таблицу «Сказочное в «Повести…».
Сказочное в «Повести…»
1.Сказочные формулы:
2.Действия:
3. сказочная цифра 3
- Составить таблицу «Реальное в «Повести…»
Реальное в «Повести…»

5. Работа над образами главных героев
Характеристика мужика
- Кто такой мужик?
- Каким же изображен в сказке мужик? Найдите его портрет.
    - Каким мы видим мужика в сказке? 
 - Что начинает делать мужик, когда его находят генералы? 
-Чем отличается поведение мужика от поведения генералов?
        -Почему он не наелся сам после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку и при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?
- Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?
-Можно ли назвать его идеальным героем? Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?
-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к понятию, что такое нравственность? Порок?
Характеристика генералов
- Кто такой генерал? 
 - Что мы знаем о петербургской жизни генералов? 
 - В Петербурге они жили своим трудом? 
- Какой была регистратура, в которой служили генералы?
- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?
- Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове (нет людей)? (найти в тексте).
Чтение эпизода «На острове» 
- Какие эпизоды показывают беспомощность генералов?
- Приспособлены ли они к жизни? 
- О чем они думают?
- Для чего упоминается газета “Московские ведомости”? 
- О чем пишут в газете? Найти в тексте.
- Что можно сказать об уме генералов? Как они приспособлены к самостоятельной жизни?
- О чём говорят генералы? Какие у них интересы? Как они объяс­няют смену времени суток, вавилонское столпотворение и потоп?
- Как генералы говорят друг с другом? Как характеризует генералов их речь?

Эпизод с мужиком. 
- Какой выход находят генералы?
- О каком отношении к мужику, простому народу говорят реплики генералов?
- К кому можно отнести слово тунеядец?
- Как мужик угодил генералам?
- Изменилось ли отношение генералов к мужику
- Почему при виде мужика «негодованию мужика предела не было»?
- Почему генералам без особого труда удалось заставить мужика на них работать?
- Что сделали генералы, когда вернулись в Петербург (зачитывается отрывок)
- Какие нравственные пороки изображает автор в образах генералов?

Домашнее задание: стр.16-17 подготовить пересказ, стр.18-21 прочитать, стр.21 ответить на вопросы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий